Юлия Жадовская

Юлия Жадовская

Юлия Валериановна Жадовская родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в селе Субботине Любимского уезда Ярославской губернии в семье чиновника по особым  поручениям при ярославском губернаторе.  Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой  правой было всего три пальца. На четвертом году она осталась еще и  сиротой. Овдовевший отец отдал ее на воспитание в село Панфилово Буйского  уезда Костромской губернии к бабушке Н.Л. Готовцевой, которая очень  полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития. С трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением. "Она поглощала все то, что заключала в себе небольшая  библиотека бабушки, - рассказывает ее брат Л.В. Жадовский в своих  воспоминаниях. - Так росла она, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый". Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А.И. Готовцевой-Корниловой, которая сама писала стихи, печатала их в "Сыне Отечества", "Московском телеграфе", "Галатее".

А.И. Готовцева очень серьезно отнеслась к воспитанию племянницы, обучала ее французскому языку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой. Через год она определила племянницу в пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф.Акатова, но, в целом, преподавание в пансионе ее не удовлетворяло, о чем она и сообщила своему отцу.

Отец вызвал дочь в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Л.М.Перевлесского, который и сам увлекался литературой. Он был доволен успехами своей ученицы,  особенно по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Некоторые первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже высоко оценил Добролюбов. Тайно от ученицы Перевлесский отправил в Москву ее стихотворение "Водяной", которое в 1844 г. было напечатано в "Москвитянине".

Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, и впоследствии тот стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея, опубликовал рад интересных работ по русской литературе.

А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви. Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять".

Чтобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия Валериановна взяла на воспитание сироту, двоюродную сестру А.Л. Готовцеву. Отец, узнавший о таланте дочери, чтобы несколько искупить вину перед ней, личное счастье которой он так грубо разрушил, стал способствовать ее  поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в  литературе, а потом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву и Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым,  Погодиным и другими известными писателями.

Ее стихи стали печататься в "Москвитянине", "Русском Вестнике",  "Библиотеке для чтения". В 1846 г. в Петербурге вышел первый сборник ее  стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Белинский в  статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года", отмечая бесспорный  поэтический талант поэтессы, выражал сожаление, что источник вдохновения  этого таланта не жизнь, а мечта. Великий критик, указывая истинный путь творчества, писал: "Нужно слишком много смелости и героизма, чтобы женщина, таким образом отстраненная или отстранившаяся от общества, не заключилась в ограниченный круг мечтаний, но ринулась бы в жизнь для борьбы с нею". Суровая критика Белинского имела очень большое значение для дальнейшего идейного и творческого развития Жадовской. Ее творчество приобретает гражданский, социальный характер.

При активном участии поэтессы в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники. Ее глубоко волнует положение крестьян,  и она пишет профессору И.Н. Шиплю: "Отчего так долго тянется крестьянский  вопрос и будет ли конец? Будет ли конец этой истоме, этому лихорадочному  ожиданию бедных людей?"

В 1858 г. выходит второй сборник ее стихотворений,  встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева. Указывая на недостатки и отмечая достоинства, Добролюбов писал: "Ее сердце, ее ум действительно наполнены горькими думами, которых не хочет или не умеет  разделять современное общество. Ее стремления, ее требования слишком  обширны и высоки, и немудрено, что многие бегут от поэтического призыва  души, страдающей не только за себя, но и за других". Он делал решительный,  определенный вывод: "Но мы, нимало не задумываясь, решаемся причислить эту  книжку стихотворений к лучшим явлениям нашей поэтической литературы  последнего времени". А Писарев утверждал, что в ее стихах отразилась мягкая нежная душа женщины, которая понимает несовершенство жизни, что многие из ее стихотворений стоят наряду с лучшими созданиями русской поэзии.

Жадовская - чуткий и задушевный лирик. "Я не сочиняю стихи, - писала она, - а выбрасываю на бумагу, потому что эти образы, эти мысли не дают мне покоя, преследуют и мучают меня до тех пор, пока я не отвяжусь от них, перенеся их на бумагу". В ее стихах чувствуется сознание общности своей женской доли с судьбами многих русских женщин, обусловленными всем образом жизни того времени.

Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты скоро меня позабудешь" Глинки, "Я все еще его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков" и другие), а стихотворение "Я люблю смотреть в ясну ноченьку" стало народной песней.

Особое место в творчестве Жадовской занимают малоизученные ее прозаические произведения, такие как "Простой случай",  "Записки Гульпинской Авдотьи Степановны", "Неумышленное зло", Ни тьма, ни свет", "Не принятая жертва", "Сила  прошедшего",  "Отсталая" и другие. Ее повести и романы пользовались большой популярностью среди читателей. Писательница получала много взволнованных и  похвальных писем от своих почитателей. А Добролюбов  заметил: "В последнее время г-жа Жадовская обратила на себя внимание публики замечательным романом "В стороне от большого света".

Проза Жадовской носит автобиографический характер. Все, о чем она пишет,  близко ей, знакомо до мелочей, пережито и перечувствовано. В них она ставит глубокие социальные проблемы, создает оригинальные образы новых, передовых людей, которые не покоряются судьбе, а отстаивают свои права на независимость и на борьбу за облегчение участи трудового народа.  Романом Жадовской "Женская история" еще в рукописи заинтересовался  Достоевский, и в 1861 г. опубликовал его в своем журнале "Время".

Юлия Валериановна считала, что кроме книжной, так сказать, идеальной любви к народу, не мешает выражать ее практически, хотя бы только при помощи одной книги, самой легкой и вместе с тем самой трудной: русского букваря. В поэзии Жадовской все сильнее звучат гражданские мотивы. В своем поэтическом памятнике-стихотворении "Нет, никогда" - поэтесса гордо заявляет:

 

Пред тем, что я всегда глубоко презирала,

Пред чем, порой, дрожат достойные - увы!

Пред знатью гордою, пред роскошью нахала

Я не склоню свободной головы.

Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,

Любя свою страну, любя родной народ;

И, может быть, к моей могиле неизвестной

Бедняк иль друг со вздохом подойдет...

 

В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой  деятельности. Когда у друга семьи, ярославского доктора К.И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Все это мало способствовало плодотворной творческой деятельности. Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове Буйского уезда Костромской губернии.

Жадовская всю свою жизнь страстно желала дождаться "утра мира, когда заря  с зарей сойдется", но... Она умерла 28 июля (9 августа) 1883 года. Ее лира, может быть,  и не достигла тех высот, на которые поднялась зовущая муза ее современника, поэта труда и борьбы А.Н.Некрасова, но имя Жадовской и лучшие ее стихи сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии.

В публикации использованы

материалы электронной библиотеки

Сергея Белоусенко



Великие инвалиды планеты